Ключ к пению прекрасным голосом

Ключ к пению прекрасным голосом

Пожалуйста, при перепечатке, копировании, пересылке не забывайте указывать источник.

Из дипломной работы «Основы формирования певческого голоса и работы с ним» (в огромном сокращении и переработанным) Головизнина Алексея Петровича Санкт-Петербург 2022

В основу данной работы легла книга Л. Дмитриева «Солисты театра Ла Скала о вокальном искусстве: Диалоги о технике пения»

Саму книгу можно скачать здесь: https://www.studmed.ru/view/dmitriev-lb-solisty-teatra-la-skala-o-vokalnom-iskusstve-dialogi-o-tehnike-peniya_3f61fc01f7c.html?page=1

Мою работу целиком можно прочитать здесь:

Часть 1: https://vk.com/@horoshopoyu-osnovy-formirovaniya-pevcheskogo-golosa-i-raboty-s-nim-chast

Часть 2: https://vk.com/@horoshopoyu-osnovy-formirovaniya-pevcheskogo-golosa-i-raboty-s-nii-chast

Чтобы сделаться мастером вокального искусства, отлично владеющим певческим дыханием, совершенно не обязательно специально отдельно заниматься дыханием. У большинства певцов дыхание развивалось само по себе, исподволь, по мере совершенствования голосообразования в процессе систематических занятий пением.

Пение не сводится только к вопросу дыхания.

Наоборот, дыхание рассматривается как один из основных компонентов пения. Признавая, что дыхание — важнейший элемент в пении, что все пение производится подачей дыхания, они связывают его работу с функционированием других частей голосового аппарата. Отмечая связь между работой дыхания и верным звукообразованием в пении, эти певцы подчеркнули, что расход дыхания, его удерживание связаны с работой гортани, с манерой образовывать звук. Именно поэтому все певцы как один обращают большое внимание на процесс организации певческого выдоха, на умение «распределить дыхание», «вести дыханием звук», «поддерживать каждый звук дыханием», «не толкать звук дыханием», «мягко подавать дыхание», «дозированно» посылать дыхание и т.п. В различных выражениях высказывается, по существу, одна мысль о необходимости удержания верной координации дыхания с другими отделами голосового аппарата, которые обеспечивают наилучшее звучание, на протяжении всей фонации. Это удержание достигается в основном работой дыхания. Ровность звучания хорошо поставленного певческого голоса связана с умением, ничего не изменяя в правильной координации работы голосового аппарата, вести звук дыханием, о чем в один голос говорили певцы.

Дыхание

Дыхание верхнее, когда в движение включается верхняя часть грудной клетки (ключичное дыхание), однозначно признается непригодным для пения. Все женщины дышат смешанным реберно-диафрагматическим дыханием, которое они называют межреберным (inter-costale), избегая как слишком низкого дыхания, так и включения верха грудной клетки. Все мужчины указали на необходимость глубокого и низкого дыхания с теми или иными его вариантами.

Необходимость достаточно спокойного, глубокого, полного дыхания, без его перебора. Количество дыхания определяется интуитивно — длительностью предстоящей музыкальной фразы. Набор дыхания происходит автоматически, самопроизвольно, с той полнотой, которую требует фраза.

Установка гортани в пении

Что касается низких мужских голосов ( басов и баритонов ) - необходимость в пении понижать гортань и удерживать ее в низком положении. При такой пониженной позиции гортани в ротоглоточной полости создаются условия, наиболее благоприятные для голосообразования. Что касается женских голосов, то у них отношение к приему опускания гортани значительно более осторожное.

При пении, когда найдена верная установка голосового аппарата, необходимо ее удержать одинаковой. Для этого никогда нельзя двигать горлом. Наилучшие результаты получаются, когда горло во время пения неподвижно. Найденная позиция горла должна оставаться неизменной на протяжении всего пения. Горло в пении должно быть неподвижным. Это постоянство положения гортани является непременным условием ровности звучания голоса, одинаковости гласных. Горло должно быть всегда одинаковым, оно не должно следовать за артикуляционными движениями. Это единое положение гортани и создает единство «места звучания» всех звуков, то есть тембровую ровность всего диапазона, это непременное качество хорошо оформленного голоса.

Атака звука мягкая. Твердая, жесткая атака получила единодушное осуждение. Нельзя никогда резко вводить связки в работу, сразу перегружать дыханием. Основное, чего надо добиваться в начале звука, — это мягкости. Потом звучание может быть усилено.

Мягкое нёбо

Необходимость его поднятия в пении. Обычно движение активно поднимать мягкое нёбо и делать его достаточно упругим, твердым вырабатывается в начале занятий, а потом уже делается автоматически . Это необходимо для того, чтобы сделать глотку свободной.

Раскрытие рта

Нельзя не отметить, что почти никто не пользуется в пении улыбкой. Даже сопрано, обладающие светлым тембром, обычно используют в пении округлый рот. Форма рта оказывает действие на тембральную окраску звука. Рот в пении должен быть достаточно открыт, хотя и не преувеличенно. Челюсть всегда должна быть свободна и опущена.

Позиция языка

Важнейшее правило, которому следовали все певцы, — это полная свобода и непринужденность его движений. он свободно лежит на дне рта, но его специальной укладкой, как правило, никто не занимается. Так называемая классическая позиция языка, при которой он имеет форму ложечки, лежит на дне рта и кончиком упирается в корни нижних резцов, у певцов часто образуется сама. Однако в пении она совсем не обязательна. Просто, по ощущению, когда язык лежит свободно и спокойно на дне рта, глотка имеет больший объем, образуется большое свободное пространство. Практически важно найти верное голосообразование и свободное произнесение всех гласных, не смущаясь, если при этом язык не занимает «классического» положения.

Дикция

Несмотря на необходимое для четкости некоторое утрирование в произнесении гласных и согласных, артикуляционные перестройки голосового аппарата надо сводить к минимуму и следить за тем, чтобы они не приводили к нарушению единой, правильной работы гортани. Сильные артикуляционные перестройки утомительны для голосового аппарата. Чтобы дикция была ясной, надо все звуки произносить очень четко, хорошо двигать губами, но не горлом (гортанью. — Л.Д.), которое должно быть всегда свободно, неподвижно, опущено. Сначала певца следует научить правильно вокализировать, а потом на верной установке выговаривать слова, которые в этом случае легко ложатся на единый певческий тон. Нельзя петь на речевой основе. Только певческий звук несет согласные до последнего ряда, но не посредством выговаривания согласных осуществляется четкая дикция, а благодаря верному потоку гласных.

Головной и грудной резонаторы

Только при их участии голос звучит полноценно, насыщен обертонами, имеет красивый певческий тембр. Резонаторы не делаются, не фабрикуются. Они нам даны анатомической структурой голосового аппарата. Они сами начинают отзвучивать, когда певец начинает верно формировать звук. Тогда и образуется тембр, свойственный данному певцу. резонаторные явления сопутствуют правильному формированию голоса, а не являются его причиной. Резонирование головное и грудное должно использоваться в пении в равной степени как на низких, так и на высоких звуках. Необходимо все время поддерживать эти резонаторные соотношения между грудным и головным резонаторами.

Верхний резонатор, так называемая «маска» - эти ощущения имеют исключительную важность. При ощущении сильных вибраций в области «маски» сам процесс пения значительно облегчается. Помимо облегчения певческого процесса, верхний резонатор — «маска» влияет на повышение позиции звука. Однако отзвучивание «маски» должно сопровождаться с участием грудной клетки и мышц всего организма.

Грудное резонирование имеет существенное значение для мужских голосов, певцов, специально обращающих внимание на эти ощущения. Когда в пении весь корпус поет, звучит, получается голос, богатый обертонами.

Регистры голоса

У женщин центр диапазона имеет смешанную природу, на основе которой выравнивается весь голос. Поэтому проблема преодоления регистровой ломки у них облегчена и имеет более серьезное значение только для низких голосов, обязанных иметь насыщенно звучащий нижний участок диапазона. Использование грудного регистра для сопрано — «опасная вещь», так как после этого плохо формируются верхние звуки. Потому правильнее облегчить нижний регистр и выровнять все звучание. Все звуки должны иметь одинаковый резонанс. Для того чтобы избежать ломки голоса на переходных звуках, следует облегчать звучание, не перегружать его, не толкать, не нажимать.

В отношении регистров мужских голосов - на переходных и верхних звуках дефекты организации голоса и вокальные трудности выявляются лучше всего. Если певец формирует этот участок диапазона также красиво и естественно, как и центр, то это служит лучшим показателем правильности организации его звучания и является пробным камнем для оформления всего голоса. Само построение профессионального диапазона мужского голоса всегда требует создания искусственного смешанного регистра, что достигается приемом прикрытия. Расширение диапазона вверх до двух октав идет за счет создания искусственного смешанного регистра. Для этого сначала верно устраивается естественный грудной регистр: он облегчается, выравнивается, делается звонким, а затем в верхнем участке округляется. Это округление начинается за несколько тонов до переходных звуков и затем переходит в прикрытую позицию. Прикрытие снимает, уменьшает чрезмерное напряжение голосового аппарата на верхних нотах, хотя они всегда требуют большей активности, нежели центр. Такое построение создает у слушателя впечатление ровности голоса. Верхние звуки хорошо прикрываются, если их формировать на гласный «О» с элементами «У». Округление звуков за счет изменения конфигурации рта и глотки, как в гласных «О» или «У», лишь увеличивает импеданс ( Импеданс — это оптимальное соотношение подсвязочного и надсвязочного воздушного давления на голосовые связки во время пения ) и тем самым облегчает нахождение смешанной вибрации голосовых связок.

Взгляд на формирование диапазона мужского голоса, когда низ и центр формируются в открытом грудном регистре, а переходные ноты и верх делаются смешанными и прикрытыми не является единственным. Другой подход заключается в необходимости прикрытия не только переходных звуков и высоких нот, но и всего диапазона голоса в целом. Голос становится единорегистровым - замикстован, смешан, прикрыт от самых нижних звуков до верхних.

Итак, есть два пути достижения ровного двухоктавного диапазона мужских голосов, покоящихся как один, так и другой, на принципе развития искусственного смешанного прикрытого голосообразования: прикрытие только переходных и верхних звуков и прикрытие всего диапазона, начиная с нижних нот. Какой из этих путей более рационален для данного певца — вопрос, который должен решаться индивидуально в зависимости от природных свойств его голосового аппарата. Принципиально путь построения единорегистрового звучания, прикрытого на всем диапазоне, является оптимальным, но, вероятно, не всякий голосовой аппарат к такой работе способен.

Чувство опоры может быть связано с работой дыхания и мышц всего корпуса, то есть в виде «дыхательной опоры» или в виде ощущения вибрации той или иной части нёбного свода, то есть в форме так называемых акустической опоры, или упора звука.

Фонетика языка оказывает исключительно большое влияние на певческую функцию. Итальянский язык относится к наиболее удобным для пения языкам.

Итальянский язык — замечательное средство вокального обучения — способствует правильному звукообразованию в пении. Поэтому итальянские оперы необходимо разучивать по-итальянски — это поможет верно организовать певческий звук. Именно в итальянском языке кроется главная причина хорошего пения итальянцев. широта и полнота гласных, по мнению итальянцев, — важнейшее положительное качество языка с точки зрения пения. Некоторая «узость», «мелкость» русских гласных является языковой трудностью, поэтому все певцы, с которыми велось интервью советуют произносить их значительно более округленно и широко. Они считают эту проблему вполне решаемой и указывают имена больших русских и славянских певцов, вполне преодолевших этот, с точки зрения удобства, языковый недостаток. Думается, что вокальные педагоги и певцы должны прислушаться к тому мнению со стороны вокально натренированного слуха итальянских певцов. Хотя расширение и округление гласных может привести к нарушению языковых норм в пении, стремление к возможному в пределах естественности слова их расширению и округлению должно осуществляться в процессе обучения пению. Это позволит голосу развернуться в максимальной степени. Эта необходимость расширения и округления гласных в пении лишний раз подчеркивает прочность того пути воспитания голоса, когда в организации звука стараются исходить из речевых установок, то есть следуя в пении речевому стереотипу.

О взаимосвязи между количеством хороших певцов и вокальной музыкой. Музыка, которую исполняет певец, и его голос находятся в прямой зависимости друг от друга. Итальянскую классическую музыку певцы считают наиболее способствующей развитию вокальных свойств голоса. Естественно, что основной репертуар, который оказывает огромное положительное влияние на голос, для молодого певца должен состоять из произведений классических итальянских композиторов, как старых, так и XIX—XX веков. Когда голос хорошо поставлен, вокальная техника правильна, а навыки прочны, тогда можно петь музыку любого стиля без риска потерять лучшие певческие качества.

Решающим в формировании выдающегося певца являются не исходные данные, а другие — общие психологические качества. Среди них на первое место надо поставить: общую музыкально-артистическую одаренность, целеустремленность, трудолюбие, внимание, ум, наблюдательность. На воспитание в себе этих качеств учащаяся молодежь должна обращать не меньше внимания, чем на свой голос.

Думается, что подобное накопление данных и обобщение опыта выдающихся исполнителей может расширить наши знания о голосе, его воспитании и послужить дополнительным источником для поисков рациональных путей в вокальной педагогике.

4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Повторю слова Сесто Брускантини: «Пение — это вовсе не натуральная, естественная вещь, как многие думают. Это все очень искусственно, найдено, приспособлено, развито. Иначе пели бы все. Вместе с тем, как известно, поют очень немногие, а поющие хорошо и вовсе немногочисленны. Это значит, что всегда должны быть обучение, хорошая школа. Для того, чтобы хорошо петь, нужна основательная учеба. Только она вырабатывает определенные установки, привычки, навыки правильного пения. Поскольку правильная манера пения едина, невозможно, чтобы каждый работал по-своему. Есть определенные правила, и я не думаю, чтобы был возможен сильный разнобой в методике обучения пению».

Продолжить хочу словами Паоло Монтарсоло, которые он адресовал во время интервью Л.Дмитриеву: «По книге нельзя понять технику. В нашем деле трудно пользоваться словами, описаниями. Даже книгу по пению, если она написана таким ученым и знатоком, как Вы, имеющим специальные знания, нельзя усвоить как следует, не будучи певцом, не имея практического певческого опыта. Если читатель не пел сам — многое у него обязательно ускользнет. Должен обязательно быть живой практический опыт».

Ну а заключить хочется сказав, что таким «проводником» на пути освоения учеником вокального искусства должен стать его учитель, который, как высказывается Л. Дмитриев: «должен знать все, но объяснять просто и практически...»

Нет комментариев
Добавить комментарий